Home   Статьи   Дошкольный возраст

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, познает их свойства и качества.

Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагогов и родителей быть чуткими и внимательными в воспитании чувств детей, поэтому мы, педагоги детского центра «Барвинок» создаем такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и радостно.

Занятия проводятся два раза в неделю, родители являются обязательными участниками образовательного процесса.

Важным компонентом обучения и воспитания детей от1,5 до 3х лет  является развитие сенсорных и интеллектуальных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.

Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания используются игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

При организации процесса обучения придерживаемся систематичности. Особое внимание уделяем вопросу повторности занятий. Но занятие на повторение пройденного материала никогда не бывает полностью идентичным основному занятию, потому что простая повторяемость одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Повторное использование задач предусматриваем на новом материале. Это обеспечивает познавательную активность детей на занятиях. Например, по группировке однородных предметов по цвету на одном занятии используем разноцветные платья для кукол, на другом — плащи, на третьем — нагрудники и т.д. Меняя пособия, добиваемся решения одних и тех же задач. В это же время учим детей действовать с предметами: застегивать — расстегивать плащи, завязывать — развязывать тесемку и т.п.

При проведении каждого занятия руководствуемся основным методом — демонстрацией предметов педагогом. Вспомогательная роль при этом отводится словесному объяснению.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания включаем именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является условием выполнения предметных действий. Обучающие приемы: показ образца, объяснение способа действия сочетаем с использованием игровых приемов. Занятие начинаем с приветствия и пальчиковой игры, в нем участвуют сказочные персонажи и ручные куклы-игрушки. Это приучает ребенка к дисциплине и настраивает на игровое, но и в тоже время внимательное рабочее настроение. Часть занятий проводим в форме дидактических игр.

В процессе обучения на каждом занятии знакомим детей с названиями, признаками и свойствами предметов, с которыми они будут действовать. Практические и умственные задачи ставим так, чтобы дети их поняли и приняли к исполнению. Показываем, как эти задачи следует решать, используем разнообразные средства наглядности и привлекаем всех детей к активным действиям. Знания и умения, полученные детьми на занятиях, рекомендуем родителям закреплять в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной игровой деятельности и т.д. Например, играя с матрешкой, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся со свойствами и качествами предметов.

Основную роль отводим сотрудничеству ребенка со взрослым, например, при изучении форм  взрослый обводит контур предмета рукой ребенка, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем преимущественно зрительному анализу свойств.

При ознакомлении детей с различными предметами решаем конкретные задачи развития интеллектуальных способностей детей:

1. Формировать представления и знания детей о форме, цвете, величине как признаках предмета и красоты;

2. Развивать способность ребенка видеть, различать, сравнивать, группировать предметы по форме, цвету, величине;

3. Пополнять словарный запас, развивать активную речь детей, приучать пользоваться точными названиями предметов;

4. Обучать дошкольников способам применения знаний о форме в разнообразных видах деятельности (рисовании, лепке, строительных играх, предметной деятельности).

Практическое познание детьми формы подкрепляется словесным обозначением взрослого, а затем словами самого ребенка, что доступно детям второго и третьего года жизни, у ребенка складывается обобщенное восприятие формы.

Принцип “от простого к сложному” давно признан в дошкольной дидактике. Тем более он значим в раннем детстве, когда знания детей малы, гибкость реакций и способность к обобщению развиты еще в незначительной мере, даже небольшое усложнение вызывает у ребенка затруднение. Например, для ребенка 1,5 — 2 лет башенка из постепенно убывающих по размеру колец — это сложная игрушка, она требует от ребенка хорошей координации движений рук, умения дифференцировать размеры и располагать кольца в определенной последовательности, сосредоточенно играть и доводить свои действия до определенного результата.

Игры и игрушки, основанные на принципе составления последовательного ряда, приучают детей к целенаправленности и некоторой планомерности действий. Чтобы собрать двух-, трехместную матрешку, надо сначала собрать маленькую, затем вложить ее в большую и т.д. Нарушишь порядок — результат не будет достигнут. Без предварительной подготовительной работы дети не справлялись с заданием и удовлетворялись неточным или совершенно неправильным решением. Не справившись со сбором трехместной матрешки, двухлетние дети спокойно играли с отдельными матрешками.

Стремясь последовательно и планомерно усложнять задачи по сенсорному и интеллектуальному воспитанию, проводим дидактические игры и занятия, исходя из следующих предпосылок:

  • активизировать детей при обучении способам решения незнакомых им дидактических задач;
  • постепенно расширять и усложнять дидактические игровые задачи, которые ставятся перед ребенком;
  • обеспечить длительное упражнение в выполнении одних и тех же дидактических задач в неизвестных условиях, варьируя формы упражнения и сам игровой материал;
  • постепенно переходить от наглядно-действенного показа к словесному пояснению тех качеств предмета, на которых фиксируется внимание ребенка;
  • во время занятий давать разные игрушки и потом предлагать детям обмениваться ими.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


  • logo-new
    Присоединяйтесь!

    vk  od